На дворе была весна 2020 года, остров только-только закрылся на ковид. Улицы и пляжи опустели, отели и рестораны закрылись, а вскоре нам и вовсе запретили выходить из дома. Казалось, что весь мир обречен на вечное жалкое существование в полной изоляции.
Через несколько недель карантина мне таки удалось получить посылку с моим новым роботом. На этот раз я купил комплект для сборки WorkBee 1515. WorkBee это еще не «взрослый» станок с ЧПУ, но прочная машина для резки по дереву размером 1.5 на 1.5 метра.
Вместе с закрытием острова рухнули и мои планы продавать отелям деревянные кресла. К тому моменту я стал уже достаточно активным участником сообществ людей, у которых в гараже стоят подобные любительские станки небольшого размера. Я обнаружил что большинство из них пытаются как-то заработать на своих станках или хотя бы окупить стоимость их приобретения, но протоптанной тропинки для достижения этой цели ни у кого нет.
Самый очевидный способ заработка на небольших станках — это изготовление разнообразных вывесок, икон, логотипов. В какой-то момент один из пользователей обнаружил что если вырезать американский флаг с логотипом и номером какого-нибудь военного/пожарного/полицейского подразделения, то они разлетаются как горячие пирожки, причем за это ветераны готовы платить от 500 до 1000 долларов.
С тех пор профильные сообщества заполнились американскими флагами и их производными. Но меня не устраивал такой подход по нескольким причинам.
Суть ЧПУ в том, что ты один раз создаешь программу и потом производишь тысячи и тысячи единиц продукции из нее, просто нажимая на кнопочку. В случае же флагами, вывесками и логотипами, уйма времени уходит на создание и отладку программы, которая используется лишь раз. Причем процесс создания такого дизайна невозможно кому-то делегировать, нужно постоянно искать заказчиков и общаться с ними (что я не люблю).
Все это время я работал над дизайном собственного стула, который я нарек “Simba”. Так как я был неуклюжим нёрдом без единого намека на творческую составляющую, мои первые работы выглядели страшненько.
Начитавшись умных книг про то, что талант — это всегда приобретённый навык, отточенный годами практики, я продолжал работу, удаляя ненужное из дизайна итерацию за итерацией.
О своем опыте я иногда делился в профильных сообществах и мои посты там всегда вызывали бурный интерес. Я пробовал выкладывать свои файлы на продажу, но люди жаловались, что мой дизайн не влезает в их маленькие станки.
Тогда я снова сел за работу и придумал, как раздробить стул так, чтобы в нем не было деталей длиннее 75 см. В таком виде его стало можно вырезать практически на любом станке.
В сентябре 2020 я выложил эту версию дизайна на новый сайт и в первые же три дня у меня его купили почти на две тысячи долларов! На удивление, даже несмотря на ковид, мне начали писать и владельцы местных отелей с просьбами изготовить мебель для них.
Первый заказ от шведа, у которого на острове небольшой резорт на 10 коттеджей. Мы договорились что я буду привозить ему по два стула в неделю, и он будет расплачиваться при доставке.
Чтобы производить всего две штуки в неделю мне пришлось бросить работу и не заниматься вообще больше ничем. Нарезка деталей на станке была самой быстрой и легкой ступенью в производстве, а вот шкурение и покраска занимали дни, даже когда мы нанимали помошников.
Тот заказ мы с горем пополам выполнили, но нам нужно было либо масштабировать производство, либо бросать затею производства стульев и сфокусироваться на продажах файлов.
Я боялся брать новые заказы, а деньги подходили к концу. Было очевидно, что нам нужна отдельная мастерская, так как все это время станок стоял в одной из спален (бедные наши соседи!).
Продажи файлов к тому моменту практически полностью остановились. Без постоянной социальной активности, медиа ресурса и денег на маркетинг, пассивного дохода от продажи файлов можно не ждать. Конверсия у файла была хорошей, но не много людей о нем знали. Надо что-то делать чтобы люди ходили на мой сайт.
Нам пришлось переехать в дом подешевле, я нашел новую работу и начал вяло искать место под мастерскую, осознавая, что времени на мебель больше не будет и как не кстати, назревает мой визовый вопрос.
Напоминаю, что хоть на Филиппинах и можно жить без визы бесконечно, раз в три года надо выезжать из страны и въезжать обратно. Однако, в этот раз въезд в страну был полностью закрыт, а выезжать все равно требовалось – это правило никто не отменял.
В добавок Филиппинцы относились к ковиду примерно как к кобре с раздутым капюшоном. На улице можно было ходить только в маске с пластмассовым забралом. Без пропуска нельзя было выходить из дома, а кашель в автобусе расценивался, как выкрикивание “Аллаху Акбар!”
Границы ближайших стран были тоже закрыты, возврат на Филиппины мне казался маловероятным, и так как я не люблю продавать подержанные вещи, я решил все раздать друзьям и знакомым.
После нескольких неудачных попыток уехать со своей невестой в Латинскую Америку и Европу (об этом можно написать отдельную серию постов), я в итоге оказался в России, где провел следующие 6 месяцев.
О роботах на время пришлось забыть, но это еще не конец истории :)
Ждем!